Социальная сегрегация II

 

Часть II

 

 

Культурная сегрегация выражалась, прежде всего, в подавлении умственного развития крестьянства, в ограничении возможности получения им образования: «Понимание того, что на отсталой деревне лежит тяжелое бремя не только государственной надстройки, но и лихорадоч­но развивавшейся капиталистической промышленности, фи­нансируемой правительством, а также страх, что крестьянство поймет это и сделает опасные политические выводы, заставля­ло власть намеренно сохранять невежество, безграмотность и культурную отсталость села, где единственной отдушиной для трудящегося крестьянина был кабак, который благодаря госу­дарственной монополии на спиртные напитки являлся еще одним способом опустошения мужицкого кармана. Все пути перехода к более высокому уровню производства, - отмечал лидер крестьянской партии эсеров, крупнейшей политической партии России В. Чернов, - были для деревни закрыты»[1].

 

Пример подобной сегрегации давал циркуляр Министра народного просвещения, 1887 г.: «Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как доказывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родите­лей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неиз­бежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений»[2].

 

К чему пришла Россия в результате этой политики, премьер-министр С. Витте писал Николаю II в 1898 г.: «Наш народ с право­славной душой невежествен и темен. А темный на­род не может совершенствоваться. Не идя вперед, он по тому самому будет идти назад, сравнительно с народами, двигающимися вперед»[3]. «Главный недостаток России заключается в отсутствии народного образования», - заключал Витте[4]. Известный историк С. Соловьев добавлял: «просвещение необходимо было не для удовлетворения одним только материальным потребностям государства; оно было необходимо для очищения нравов»[5].

 

Крестьяне отлично осознавали эту сегрегацию. Примером тому может служить решение одного из крестьянских сходов в Курской губернии: «одною из главных причин нашего бесправия служит наша темнота и необразованность, которые зависят от недостатка школ и плохой постановки в них обучения»[6]. Требование введения бесплатного всеобщего начального образования, войдет в Петицию рабочих 9 января 1905 г.

 

Политическая сегрегациявыражалась в подавлении гражданских и политических прав крестьян. Пример в данном случае приводил С. Витте: «Крес­тьянство находилось вне сферы гражданских и других законов... На крестьянина установился взгляд, что это, с юриди­ческой точки зрения, не персона, а полуперсона. Он перестал быть крепостным помещика, но стал крепостным крестьянского управления… Вообще его экономическое положение было плохо, сбережения ничтожны…»[7].

 

Один из выдающихся агрономов московского земства А. Зубрилин в этой связи замечал: «Самые элементарные зачатки народной мысли, порывы умственной деятельности на каждом шагу встречают административную опеку. Нельзя же в самом деле насаждать приемы хозяйства высококультурных стран среди массы пользующейся правами детей…»[8]. Однако это была совершенно осознанная политика: государство тем самым стремилось, по словам итальянского историка А. Грациози: «изолировать или сегрегировать российское крестьянство, как от гражданского общества, так и от политического ядра... ради гарантии политической стабильности»[9].

 

Крестьяне и рабочие отлично понимали свое положение в той же Петиции рабочих царю от 9 января 1905 г., с отклонения которой царем, и началась Первая русская революция, говорилось «Необходимо [народное] представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою… Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все».

 

Причины сословной сегрегации, крылись, прежде всего, в неизбежных, объективно ограниченных материальных возможностях общества, но немалую роль в ее усилении и радикализации сыграло и субъективное злоупотребление элит своим привилегированным положением.

 

Революция 1905 г. привела к отмене выкупных платежей, к освобождению от общины и крепостной привязанности крестьянина к наделу. Тем не менее, сословное ограничения для крестьян останутся и в столыпинской аграрной реформе. Показательным осталось и распределение налоговой нагрузки: высшие сословия и классы были освобождены от личных налогов. После революции произошел скачкообразный рост расходов на образование, однако закон о всеобщем бесплатном начальном образовании, так и не будет принят, а само образование останется сословным. Революция 1905 г. приведет к созданию парламента, и в его I-ом созыве доля крестьян будет весьма значительна, но правительственные парламентские реформы – сведут ее почти на нет.

 

Но главное, не смотря на то, что революция 1905 г. положила начало разрушению сегрегационных барьеров, к 1917 г. прошло еще слишком мало времени, для того, чтобы были накоплены экономические и социальные возможности для преодоления копившихся веками межсословных и межклассовых различий. Если брать за пример США, для этого требовались многие десятилетия, которые сопровождались ожесточенной борьбой негров за свои права. В России борьба против сегрегации приняла революционный характер, основная причина этого заключалась в том, что доля сегрегированного населения в России составляла абсолютное большинство населения около 80%, в то время, как в США не более 10%.

 

Конечно, социальная сегрегация была лишь одной из социально-экономических тенденций, приведших к революции в России и обеспечивших ее победу. Любое масштабное историческое событие является следствием пересечения и взаимного влияния нескольких социально-экономических тенденций, влияние которых проявляется только при особых условиях. Социальная сегрегация играла, среди этих тенденций, может быть и не самую яркую, но далеко не последнюю роль.

 

На этот факт в августе 1923 г. в статье «Как избежать революции» прямо указывал экс-президент США В. Вильсон: «Всеобщее беспокойство и смута должны иметь реальные причины. Они не сводятся к политической жизни или простым экономическим промахам. Причины, вероятно, кроются глубоко – в истоках духовной жизни нашего времени… Почему случилась революция в России? Единственный ответ: она была продуктом всей социальной системы… Революция была результатом систематического лишения громадного большинства русских прав и привилегий, которых ждут все нормальные люди»[10].

 

Революция в России положила начало процессу десегрегации. И первым шагом на этом пути стала попытка избавления народных масс от рабской психологии, неизбежно сформировавшейся и укрепившейся в сознании крестьян за века рабства и сегрегации. (Согласно библейским притчам Моисей для этого водил евреев по пустыне 40 лет: чтобы вымерло два поколения с рабской психологией и на родину пришли свободные люди). Большевики, в данном случае, пошли путем эпохи Просвещения: уже в первой советской азбуке «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» (1919) звучала фраза «Мы не рабы́, рабы не Мы».

 

Не меньшее значение имела и повторяющаяся в букваре фраза «Мы не баре», поскольку освободившись от рабства, многие, очутившиеся у власти, почувствовали себя барами. Они воспроизводили вошедшую в плоть и кровь психологию сегрегации, но теперь уже с другой стороны.

 

 

 Однако даже смена политического строя смогла, и то лишь формально, устранить только субъективные – сословные и классовые причины сегрегации, объективные продолжали сохранять свою силу вплоть до 1960-х гг. В первые годы Советской власти они выражались в ограничении выборных прав крестьян, в последующие - в ведении паспортов и ограничении возможности переселения крестьян в города. (Хотя эти ограничения были достаточно гибкими и прозрачными и те, кто стремился, мог их преодолеть.)

 

Подобные ограничения для крестьян существует сегодня и в Китае. Причина этого явления заключается в том, что для переселения крестьян в города необходим капитал, для создания новых рабочих мест и соответствующей городской инфраструктуры, нужны развитые платежеспособные рынки сбыта. Без наличия необходимых и достаточных капиталов и рынков сбыта переселение крестьян в города привело бы лишь к росту пауперизма и нищеты. И тем самым наоборот препятствовало бы развитию.

 

Настоящая статья написана на основании главы «Социальная сегрегация» из книги автора «1917. Выход в Новый мир». Настоящая глава составлено из небольших отрывков из глав посвященных этим вопросам в книге автора «Капитал Российской империи». Поэтому пытливому читателю, стремящемуся получить более полное представление о данном вопросе и составить о нем свое мнение, неизбежно придется обратиться к этой книге.

 

Проблемы социальная сегрегации, психологияибар и рабов, не исчерпываются настоящей статьей. Получив начало после отмены крепостного права, они прошли через советский период и продолжают существовать, и даже имеют тенденцию к усилению, в настоящее время.  Иногда даже кажется, что 70 лет советской власти и всеобщенго образования прошли бесследно. Однако это уже другая обширная тема, которая ждет своих исследователей.

 



[1] Чернов В.., с. 415.

[2] Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназии 18 июня 1887 г.Разослан министром народного просвещения И.Д. Деляновым. Вошел в историю под названием циркуляр "о кухаркиных детях". Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т. Ш. С.432-433. Хрестоматия по истории России. - М.: Проспект., 2000. - 592 с., с. 308-309.

[3] Витте С.Ю…, т. 1, с. 722-731.

[4] Витте С…, т.3, с. 503.

[5] Соловьев С.М…, Взгляд на истоию установления государственного порядка в России до Петра Великого. Чтение четвертое, с. 198.

[6] Сенчакова Л.Т. Приговоры и наказы российского крестьянства 1905-1907 гг. по материалам центральных губерний. – М.: Институт Российской истории, 1994. т.1. с. 132-138. (Хоскинг Дж. Россия и русские в 2 кн., - М.: АСТ, Транзиткнига, 2003. – 492 с., т.1. с. 29.)

[7] Витте С.Ю…, т. 1, с. 689, 690.

[8] Труды местных комиссий о нуждах сельхоз-промышленности XXIII. Московская губерния. 1903 г., с. 194. (Цит. по Мануйлов А.А…, с. 48).

[9] Wcislo F.W. Soslovie or Class? Bureaucratic Reformers and Provincial Gentry in Conflict, 1906-1908 // The Russian Review. 1988. № 1. P. 1-24. (Грациози А…, с. 10.)

[10] В. Вильсон «Как избежать революцию. «Атлантик Мансли». Август 1923 г.

Оставить комментарий

Комментарии (0)

    Подписаться
    Если Вы хоте всегда быть в курсе новостей и авторской деятельности В. Галина, оставьте свои координаты и Вам автоматически будут рассылаться уведомления о новостях появляющихся на сайте.