Московиты

 

Московиты были менее цивилизованны, чем обитатели Мексики при открытии ее Кортесом. Прирожденные рабы таких же варварских, как и сами они, властителей, влачились в невежестве, не ведая ни искусств, ни ремесел, и неразумея пользы оных…

Вольтер[1]

 

Великий П. Чаадаев с горечью писал в 1828 г.: «Мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих»[2]. В 1837 г. он, обращаясь к своим соотечественникам, повторял: «Не отталкивайте истины, не воображайте, что вы жили жизнью народов исторических, когда на самом деле, похороненные в вашей необъятной гробнице, вы жили только жизнью ископаемых»[3]. «Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды, мы не дали себе труда ничего создать в области воображения…»[4].

Непосредственно «вслед за этим Достоевский ста­вит уже, так сказать, практический вопрос, который, - по словам В. Кожинова, - Чаа­даева еще не мог по-настоящему волновать: «Мы всего более боимся, что Европа не поймет нас, и по-прежне­му, по-всегдашнему встретит нас высокомерием... Основной, главной идеи нашей... она долго, слишком дол­го еще не поймет. Ей надо фактов теперь понятных, по­нятных на ее теперешний взгляд. Она спросит нас: «Где ваша цивилизация? Усматривается ли строй экономи­ческих сил ваших в том хаосе, который видим мы все у вас?»[5]

Ф. Достоевский уже в 1875 г. предсказывал из Германии: «в Европе собирается нечто, как бы уж неминуемое. Вопрос о Востоке растет, подымается, как волны прилива, и действительно, может кончиться тем, что захватит все, так, что уж никакое миролюбие, никакое благоразумие, никакое твердое решение не зажигать войны не устоит против напора обстоятельств»[6]. «Мы все убеждены, что немец не вытерпит и к нам сунется», - писал А. Энгельгардт в 1879 г.[7].

Салтыков–Щедрин в 1881 г., после посещения Германии, в своей книге «За рубежом» образно описал свои ощущения в разговоре «мальчика в штанах» (немца) и «мальчика без штанов» (русского). «Мальчик в штанах» говорил: «Мы, немцы, имеем старинную культуру, у нас есть солид­ная наука, блестящая литература, свободные учреждения, а вы делаете вид, как будто все это вам не в диковину. У вас ничего по­добного нет, даже хлеба у вас нет, — а когда я, от имени немцев, предлагаю вам свои услуги, вы отвечаете мне: выкуси! Береги­тесь, русский мальчик! Это с вашей стороны высокоумие, кото­рое положительно ничем не оправдывается!

На что «мальчик без штанов» ответствовал: А надоели вы нам, немцы, — вот что! Взяли в полон, да и держите... Только жадность у вас первого сорта, и так как вы эту жадность произвольно смешали с правом, то и ду­маете, что вам предстоит слопать мир... Все вас боятся, никто от вас ничего не ждет, кроме подвоха. Есть же какая-нибудь этому причина!

Разумеется, от необразованности. (отвечал «мальчик в шатанах») Необразованный чело­век — все равно, что низший организм, а чего же ждать от низших организмов!»[8]

Слова М. Меньшикова, написанные в 1900 г., звучали для России набатным колоколом: «Германия и Англия - вот на рубеже XX века торжествующие народности, не только вожди, но и истребители человечества. Наш славянский мир, как и латинский,  позади этих хищных рас... Мы неудержимо отстаем в развитии народной энергии и постепенно втягиваемся в сеть англо-германского захвата. Россия еще страшна своей государственной силой... но видимо на всех мировых поприщах уступает белокурому соседу»[9].

Российский премьер-министр С. Витте в начале ХХ в. буквально кричал: «Для блага России, отсталой сравнительно с Западом, прежде всего необходим подъем ее производительных сил. Для этого всего больше нужно развитие ее обрабатывающей промышленности и транспорта», «Создание своей собственной промышленности - это есть коренная не только экономическая, но и политическая задача»,для России, - продолжал Витте, - необходимо прежде всего ускорить темпы «индустриализации», «В мире ничего не дается даром, и, чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы, но эти жертвы временные и во всяком случае ниже… выгод»[10].

 

В Европе тем временем созревали семена, засеянные почти век назад наиболее могучим выразителем за­падноевропейского самосознания — Гегелем. В своей «Философии истории» он констатировал: «Германский дух есть дух нового мира, цель которо­го заключается в осуществлении абсолютной истины, как бесконечного самоопределения свободы... Германцы начали с того, что... покорили одряхлев­шие и сгнившие внутри государства цивилизованных на­родов...»[11]. В 1901 г. германский географ Ф. Ратцель, один из основателей «политической географии», выпустил работу «О законах пространственного роста государств», в которой привел практическое обоснование экспансии развитых государств в менее развитые. Он утверждал, что «Изначальный импульс экспансии приходит извне, так как Государство провоцируется на расширение государством (или территорией) с явно низшей цивилизацией»[12].

История человеческой цивилизации наглядно подтверждает выводы Ф. Ратцеля. Европейцы завоевывали колонии и порой поголовно уничтожали аборигенов, их не считали за людей, а только за «низшие организмы». Разве завоевание (освоение) Америки не служит наиболее наглядным примером тому? Мораль к тем временам была давно похоронена под мощным напором капитализма, с его лозунгом - морально все, что приносит прибыль. А право, возведенное в закон – закон уничтожения, порабощения туземцев, давалось правом цивилизации.

В конце ХIХ в. дело дошло до России и пангер­манист В. Хен уже утверждал, что «русские — это китайцы Запада», их Души пропитал «вековой деспотизм», у них «нет ни чести, ни совес­ти, они неблагодарны и любят лишь того, кого боятся... Они не в состоянии сложить два и два... ни один русский не может даже стать паровозным машинистом... Неспособность этого народа поразительна, их умственное развитие не превышает уровня ученика немецкой средней школы. У них нет традиций, корней, культуры, на которую они могли бы опереться. Все, что у них есть, ввезено из-за границы». Поэтому «без всякой потери для человечества их можно исключить из списка цивилизованных народов»[13].

 

Почему же отсталую Россию не постигла судьба индейской Америки, Индии, Китая или Африки? Ведь попытки покорить или по крайней мере потеснить Россию от морей предпринимались европейцами неоднократно. Например, идея экспансии Германии на Восток и завоевания юга России до Кавказа была высказана еще в 40-е гг. XIX в. известным немецким политэкономом Ф. Листом в работе "Национальная система политической экономии". Начиная с 60-х гг. XIX  в. немцы овладевают промышленностью Польши. Во времена О. Бисмарка с более детальным проектом выступил немецкий философ Э. Гартман. В нем предлагалось расчленить Россию на отдельные королевства под протекто­ратом Германии - Балтийское, Киевское - и собственно Россию оттеснить за Днепр и Волгу.

Россию защищали суровый климат и необъятные пространства надежнее, чем Атлантический океан индейскую Америку. О. Бисмарк, предупреждая от войны с Россией, говорил: «Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей…». Кроме этого, русские достаточно быстро перенимали опыт европейцев, имеющийся разрыв между ними не позволял получить абсолютного превосходства. Период начала колониальной экспансии в Европе, в России вызвал реформы Петра I: «Петр… понял, что народ, отставший в ци­вилизации, технике и в культуре знания и сознания, — будет завоеван и порабощен…», - отмечал И. Ильин в начале ХХ в.[14].

 



[1] Кара-Мурза С. Матрица «Россия» - М.: Алгоритм, 2007. – 320 с., с. 283.

[2] Кожинов В. В. О русском…, с. 89

[3] Чаадаев П. Я..., с. 200-202.

[4] Чаадаев П. Я. Философские письма (Чаадаев.…, с. 36-37)

[5] Кожинов В. В. О русском…, с. 153-154

[6] Достоевский Ф.М…, т.2, с. 243.

[7] Энгельгардт А.Н.., с. 135.

[8] Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом. Очерки.

[9] Меньшиков М. Китические очерки. Т. II, СПб., 1902. (Фурсов А. И. Saeculum…, с. 68)

[10] Витте С.Ю. Воспоминания, мемуары: т. 1. - Мн: Харвест, М: АСТ, 2001. - 800 с., с. 699.

[11] Кожинов В. В. О русском…, с. 165

[12] Дугин А. Основы геополитики. Изд. 4. – М.:, 2000, с. 36-37.

[13] Шамбаров В. Е…, с. 67-68.

[14] Ильин И. А. О национальном призвании России (в кн.: Шубарт В. Европа…, с. 428-429)

Подписаться
Если Вы хоте всегда быть в курсе новостей и авторской деятельности В. Галина, оставьте свои координаты и Вам автоматически будут рассылаться уведомления о новостях появляющихся на сайте.