ИМПЕРИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Люди созданы так, что стремятся к свободе и к самоуправлению. Хорошо ли это для человечества вообще или для данной нации в частности, это вопрос с точки зрения практики государственного управления довольно праздный, как, например, праздный вопрос — хорошо ли, что че­ловек до известного возраста растет или нет?

С. Витте [1].

 

«Imperium» - законная власть, дававшая право Риму повелевать покоренными народами. «В средневековой Европе под империей понимали единство христианского мира, с ней ассоциировали мир и справедливость. В просвещенный XVIII век «империю» часто клеймили. В конце XIX - начале XX в. для большинства европейцев термин снова обрел положительное значение: быть империей значило быть сильным, нести прогресс и цивилизацию отсталым народам». Гимном империи стало стихотворение «Бремя белых» Р. Киплинга. Однако в ХХ веке слово «империя» опять сменилось на негативное, на этот раз оно стало восприниматься, как «навязанное извне авторитарное правление, противоположное демократии»[2].

Изменение отношения к империализму было связано с различием этапов его эволюционного развития: на начальном - он играл созидательную роль, распространяя достижения более развитых стран на отсталые, консолидируя огромные рынки и концентрируя необходимые ресурсы для развития цивилизации. Правда порой плата была чрезмерно высока, тем не менее, империи сыграли ключевую прогрессивную роль в развитии человечества. Ни один из покоренных народов не создал и не мог создать своей развитой цивилизации. Практически все они пользовались для своего развития достижениями Великих держав, достававшихся последним так же нередко ценой огромных жертв и лишений...

Развитие покоренных народов, в рамках империи, постепенно приводило их к экономическому созреванию и политическому пробуждению, что выводило империи на следующий этап их развития - национальный. Англия и Франция, крупнейшие империалистические державы, почувствовали эти тенденции первыми еще в середине XVIII в. Уже за четверть века до декларации независимости США один из основоположников экономического либерализма Ж. Тюрго провидчески замечал, что: «колонии подобны плодам: они держатся на дереве только до тех пор, пока не созреют. Как только Америка будет в силах о себе заботиться, она сделает то же, что сделал Карфаген».

«В течение XIX века рост национализма определенно доказал, -  отмечал У. Черчилль, - что все великие державы должны считаться с этим принципом (самоуправления) и все больше и больше приспособляться к нему, если они хотят сохранить свое могущество и целостность в современных политических условиях. Почти полное исключение вопросов религии во всех ее формах из области политики сделало национализм самым могущественным фактором современной политики»[3]

 

Продолжение главы в Книге

 



[1] Витте С.Ю…, т. 2, с. 65, 66.

[2] Lieven D. Empire: The Russian Empire and Its Rivals. L.: John Murray, 2000. XLII, 486. Русский исторический журнал – М.: РГГУ т. III, 2000. №1-4. 708 с., с.193.

[3] Черчилль У…, с. 259-260.

Подписаться
Если Вы хоте всегда быть в курсе новостей и авторской деятельности В. Галина, оставьте свои координаты и Вам автоматически будут рассылаться уведомления о новостях появляющихся на сайте.